Главная » Файлы » Наши группы » Козлова Ирина Сергеевна |
11.12.2022, 13:37 | |
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕЙП-АРТ. Козлова Ирина Сергеевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 106» г. Рязань
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту. В. А. Сухомлинский писал: «Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку… Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка… Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее». Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само по себе, не дается человеку от рождения в готовом виде, а развивается и воспитывается. Следовательно, нужно как можно раньше начинать формировать экологическое сознание подрастающего поколения, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная, длительная и кропотливая совместная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Только сплочённый коллектив, который объединяет одна общая цель, даст положительный результат. К сожалению, современные дети редко бывают на природе, проводя все время в городских квартирах за приставками, планшетами и телевизорами. Для растущего поколения природа – это абстракция, чем реальность. Как же помочь увидеть красоту природы? Как воспитать интерес и бережное отношение к ней? Как спасти планету от мусорного апокалипсиса? На протяжении нескольких лет педагоги нашего детского сада ищут ответы на эти вопросы. С 2019 года МБДОУ «Детский сад №106» является участником природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. Цель проекта: формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы целостных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней. В рамках реализации проекта нами разработан план работы в данном направлении. Мы активно внедряем в учебно-воспитательный процесс новые инновационные формы и методы, подходы и приемы, которые способствуют формированию у ребенка чувства любви к природе, а также бережное и уважительное отношение к планете в целом. Активно участвуем в экологических (природоохранных) акциях, социально значимых мероприятиях различного уровня. Педагоги развивают свой творческий потенциал, стремятся получать новые знания в вопросах экологии, повышают уровень своей компетентности в области экологического просвещения, принимают участие в методических мероприятиях, профессиональных конкурсах и делятся своим опытом с коллегами. Приоритетным направлением в своей работе в области экологического просвещения считаю пропаганду раздельного сбора бытовых отходов и осознанного потребления. «Мусор – это отрицательный герой, от которого нужно спасти человечество и природу. При таком отношении стараются поскорее избавиться, спрятать или уничтожить его. В мусоре на подсознательном уровне многие видят опасного врага. Однако большую часть мусора можно использовать вторично. Чтобы сформировать правильное отношение и научиться видеть в старых испорченных вещах ресурс, а не источник опасности, мы отказались от понятия «мусор, заменив его на «отходы». [3; 1]. Раздельный сбор отходов и дальнейшая переработка неотъемлемая часть новой системы обращения с ТКО. В отличие от других способов обращения с отходами, переработка дает ненужным вещам вторую жизнь и экономит природные ресурсы. Моя задача научить видеть во всем ресурсы и искать способы применения ненужных вещей вторично. Один из таких способов – это техника пейп – арт. Отправить на переработку, можно всегда, а подарить вторую жизнь своими руками – это искусство. Так у меня появилась идея предложить детям по-другому, более креативно взглянуть на мусор, воодушевить их на использование его в своем творчестве. Пейп – арт (paper – art; в переводе с английского «бумажное искусство») – это авторская техника Татьяны Сорокиной работы с бумагой, начало которой было положено в 2000 году. Основная ее идея – дать отжившим вещам вторую жизнь, превратить ненужные, бросовые предметы в произведения искусства. Работать в этой технике не сложно, так как пейп-арт придуман для работы с детьми. Основой для работ могут быть куски фанеры, картонные коробки, старая посуда, пластиковые предметы, стеклянные бутылки. С ее помощью можно имитировать чеканку по металлу, резьбу по дереву, ткачество и вышивку, живопись и ювелирное искусство. Несмотря на кажущуюся недолговечность «бумажного искусства», работы, выполненные в этой технике, очень прочны и могут радовать своего владельца много лет. В работе с нетрадиционным материалом нет строго контроля, а есть творческая свобода, собственная фантазия детей. Порой результат превосходит ожидания. Мною разработана программа по формированию экологического сознания у детей дошкольного возраста через использование пейп-арт «ЭкоМастерилкин». Содержание данной программы позволяет ребенку получить первые навыки по раздельному сбору отходов, у него воспитывается потребность в бережном отношении к природе, формируется правильная жизненная позиция по отношению к экологическим проблемам, развиваются элементарные навыки творческой деятельности. Техника пейп-арт развивает фантазию, внимание и усидчивость, тренирует мелкую моторику и воображение. Изготовление ребенком различных изделий, подарков, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, сувениров позволит развить активную творческую деятельность и самовыражение. Данный вид творчества – кладовая для фантазии и воображения. Каждый ребенок может почувствовать себя творцом. В детях поощряется стремление к свободному художественному творчеству, а не работа по образцу. Моя задача – помочь воспитанникам воплотить в жизнь их собственные замыслы. Темы занятий так или иначе связаны с экологией. Организация творческой деятельности детей в технике пейп-арт предоставляет огромные возможности научиться видеть во всем ресурсы, экономить ресурсы и не создавать много отходов. Используемая литература 1. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. Ун-та, 2008. – 326 с. 2. Шалаева Г. П. Окружающий мир. — М.: АСТ: СЛОВО, 2010. — 176 с. 3. А. Кольовска, А. Феткулина. «Про отходы». Методические материалы в помощь воспитателям. – Москва, 2019. 4. Сорокина Т.А. Техника пейп – арт. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. – 88 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений) 5. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека: педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогика,1990. – 288с. – (Библиотека учителя).
| |
Просмотров: 637 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |