Главная » Файлы » Наши группы » Нагина Е.Н. |
01.10.2019, 22:31 | |
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС подготовительных артикуляционных упражнений.
Упражнения для губ.
«Улыбка» Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы сомкнуты и не видны. «Заборчик». Широко улыбнуться, показав верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5. «Трубочка» («Слоник») Из положения «Заборчик» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки..
Упражнения для языка
«Окошко» («Бегемотик») Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно. «Лопаточка» («Блинчик») Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Нужно удержать его под счет от 1 до 5. Если не получается, надо выполнить упражнение «Наказать язычок». «Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить звуки пя-пя-пя. «Расческа» Из положения «Лопаточка» — от кончика языка до середины покусываем выдвигаемый вперед язык. « Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние (верхние) зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. «Чашечка». Выполнить упражнение «Лопатка», поднять вверх кончик и боковые края языка так, чтобы получилась «чашечка» (снаружи и в полости рта.) «Вкусное варенье» Выполнить упражнение «Чашечка» и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу и не отрывая языка от губы, занести кончик языка в рот, как бы слизывая варенье с губы. «Грибок» Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, присосать широкий язык к нёбу и медленно открыть рот пошире, чтобы язык стал похож на гриб. «Гармошка» Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу и, не отпуская языка закрывать и открывать рот (будто играет гармошка). Губы находятся в положение улыбки. При повторении надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык приклеенным к нёбу. | |
Просмотров: 279 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |