Главная » Файлы » Наши группы » Нагина Е.Н.

Консультация "Артикуляционные упражнения"
01.10.2019, 22:31

УВАЖАЕМЫЕ    РОДИТЕЛИ!

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

 

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно 3-4 раза в день по 3-5 минут.

 

  1. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

 

  1. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

 

  1. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

 

  1. При отборе упражнений идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

 

  1. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

 

  1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 

  1. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 

  1. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

 

ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС

подготовительных артикуляционных упражнений.

 

Упражнения для губ.

 

«Улыбка»

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы сомкнуты и не видны.

«Заборчик».

            Широко улыбнуться, показав верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм).

 Следить, чтобы ре­бенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

«Трубочка»  («Слоник»)

Из положения «Заборчик» вытя­нуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мыш­ца  собирается  в  морщинки..

 

Упражнения для языка

 

«Окошко»  («Бегемотик»)

Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

«Лопаточка»  («Блинчик»)

            Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край          языка на нижнюю губу. Нужно удержать его под счет от 1 до 5. Если не получается, надо выполнить упражнение «Наказать язычок».

«Наказать непослушный язычок»

            Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и,             пошлепывая его губами произносить звуки пя-пя-пя.

«Расческа»

Из положения «Лопаточка» — от кончика языка до середины покусываем выдвигаемый вперед язык.

« Почистим зубки».

            Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние (верхние) зубы, делая сначала движения языком из стороны в  сторону, потом     снизу вверх.

«Чашечка».

Выполнить упражнение «Лопатка», поднять вверх кончик и боковые края языка так, чтобы получилась «чашечка» (снаружи и в полости рта.)

«Вкусное варенье»

            Выполнить упражнение «Чашечка» и широким переднем краем языка облизать  верхнюю  губу и не отрывая языка от губы, занести кончик языка в рот, как бы слизывая варенье с губы.

«Грибок»

Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, присосать широкий язык к  нёбу и медленно открыть рот пошире, чтобы язык стал похож на гриб.

«Гармошка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу и, не отпуская языка    закрывать и открывать рот (будто играет гармошка). Губы находятся в  положение улыбки. При повторении надо стараться открывать рот все  шире и все дольше удерживать язык  приклеенным к нёбу.

Категория: Нагина Е.Н. | Добавил: rzn-mbdou106
Просмотров: 66 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar